Элемент «Белорусские художественные практики соломоплетения в Беларуси (художественные практики соломоплетения Гродненской области)» в 2020 году на заседании Республиканского научно-методического совета по историко-культурному наследию при Министерстве культуры Республики Беларусь получил статус историко-культурной ценности Республики Беларусь.
Художественные практики соломоплетения исторически и ментально укоренились в жизнь белорусов. Белорусское соломоплетение характеризуется разнообразием видов использования материала и приемов ремесла, форм изделий. Различают следующие виды художественной обработки соломы: спиральное плетение; плетение прямых и объемных кос; соломенная пластика; конструкция из соломки («пауки»).
Наиболее характерные виды изделий из соломы: различные емкости (коробки, сундуки и др. спирального плетения), козырьки, шляпы (прямого плетения); копилки (объемное плетение), игрушки: птички, куклы, кузнечики, козочки и др.; скульптура на раме, украшенная декоративными элементами, цветы из соломы, головные уборы: шляпы, венки, короны; панно для интерьера, сувениры, пауки из соломы.
Современные белорусские изделия из соломки имеют неповторимый стиль, что отражено в общепринятом названии отдельных изделий и общей характеристике художественного явления – «белорусская соломка». Определение «белорусская соломка» приобрело значение национального бренда, художественные изделия и сувениры из соломы ассоциируются с Беларусью, свидетельствуя о творческих способностях и трудолюбии белорусов.
Основными носителями, основоположниками возрождения и развития этого вида ремесла в Гродненском районе являются Валентина Кравчук, народный мастер Республики Беларусь, и Ирина Шавельская, член Республиканского общественного объединения «Белорусский Союз мастеров народного творчества». В творческом багаже мастериц серии работ, которые специально сделаны к обрядовым праздникам – Пасхе, Рождеству, Купалью: «Рождественский ангелок», панно «Рождественская звезда», «Соломенная коза», соломенные подвесные конструкции – пауки. Во многих авторских работах умело интерпретирована традиционная основа и внесены элементы индивидуального творчества.
Оригинальные соломенные изделия мастериц стали своеобразной визиткой Гродненского района.
Элемент «Традиция росписи пасхальных яиц в г.п. Сопоцкин Гродненского района Гродненской области» в 2013 году на заседании Республиканского научно-методического совета по историко-культурному наследию при Министерстве культуры Республики Беларусь получил статус историко-культурной ценности Республики Беларусь.
Традиция росписи пасхальных яиц с давних времен и по сегодняшний день существует в г.п. Сопоцкин и является отличительной культурной традицией региона. Основные носители – Антонина Лукьяновна Юрченя и Станислав Станиславович Змитрович.
Наиболее любимый мотив сопоцкинских мастеров – круг-розетка, располагающийся по центру яйца; свободные площади заполняются полурозетками, точками. Нередко центры розеток попадают на концы яйца. Такая композиция диктуется особенностями технологии: мастер большим и указательным пальцами держит яйцо и по кругу наносит узор из капелек. Для росписи используется специальный самодельный инструмент – «шпилька», или «писачок» – палочка с вбитым в торец гвоздиком, с его помощью можно получить разнообразные красивые узоры: от самого простого – точечного, до сложного – сюжетного. Яйца расписываются пчелиным воском, натуральным красителем черно-коричневого цвета.
Рецепт красителя: настой коры дуба, ольхи, ольховых шишек и ржавого железа, залитый кипятком, ставится в прохладное место (подвал), и только через 2 месяца краситель готов к применению. Чем дольше настаивается настой, тем насыщеннее по цвету и долговечнее по качеству получается краска.
Красить яйца перед Пасхой начинают со вторника. В субботу в храм приносят крашеные яйца в честь святых – «свянцонку». Освященные яйца едят в первую очередь после молитвы в воскресенье на праздничном обеде.
Роспись пасхальных яиц в г.п. Сопоцкин является одним из древнейших народных видов росписи, вошедших в обряд празднования Пасхи. Сопоцкинские писанки используются и как музейно-выставочные экспонаты, и всегда вызывают интерес у посетителей музеев. Они хранятся в фондах Гродненского государственного историко-археологического музея, музейной комнате Сопоцкинского культурно-туристического центра.
Многочисленные мастер-классы по росписи сопоцкинских писанок, которые проводятся на праздниках фольклора, ярмарках народного творчества, экскурсиях содействуют популяризации народного творчества и возрождению традиций.
Элемент «Изготовление пасхальных верб (пальм) на территории северо-западной Гродненщины (г. Гродно, аг. Одельск, аг. Индура г.п. Сопоцкин).» в 2014 году на заседании Республиканского научно-методического совета по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь получил статус историко-культурной ценности Республики Беларусь.
Основными носителями традиции изготовления пасхальных верб (пальм) являются четыре родные сестры Саросек: Доминика Доминиковна Коваленок, Чеслава Доминиковна Чередникова, Данута Доминиковна Ольшевская, Ванда Доминиковна Лопатинская. Украшение вербных веток – своеобразная техника изготовления растительных и цветочных композиций к Вербному воскресенью, которое отмечается за неделю до Пасхи.
Время зарождения традиции украшать ветки ивы натуральными материалами различных цветов и фактур, придавая им художественную форму, точно неизвестно. Судя по всему, она существовала здесь давно, ведь обычай освящать вербы в церкви документально зафиксирован в этих краях с XVI века.
Неотъемлемый элемент «гродненской» пальмы – это 3 веточки вербы высотой около 50 см, символизирующие Святую Троицу. Их изготовление заключается в том, что отдельные цветы и травинки в пучках навязывают на ветку, начиная с верха. Этой веточкой чаще всего служит настоящая верба. Но в пальме она не самостоятельный обрядовый атрибут, а только основа, на которой образуется художественная композиция из других растений.
Для гродненской школы характерны плоские «пальмы», как «лопатки», «смотрящие» в одну сторону на трех ветках белой вербы. Для их изготовления применяются бессмертники, ржаные и овсяные колоски, всевозможные травы — тимофеевка, можжевельник, веточки самшита, суховейки, кукурузные листья и др., из которых изготавливают разноцветные цветы, их красят искусственными анилиновыми красителями – чаще всего в красный, зеленый, лиловый, желтый, оранжевый цвета.
Гродненские вербы – яркий пример востребованности обрядовой атрибутики и, одновременно, настоящее произведение народного искусства.
В 2021 году на заседании Республиканского научно-методического совета по историко-культурному наследию при Министерстве культуры Республики Беларусь элемент «Белорусское искусство вытинанки (искусство вытинанки Гродненской области)» получил статус историко-культурной ценности Республики Беларусь.
Вытинанка – искусство вырезания кружевных узоров из бумаги, получившее распространение в Беларуси в конце XIX – начале XX веков как способ украшения интерьера традиционного жилища, оно возродилось как вид декоративно-прикладного искусства в конце XX века.
На сегодняшний день в Гродненском районе мастер Татьяна Никитик активно занимается техникой «вытинанка» и передает свой опыт молодому поколению. Во многих работах, сюжеты которых придумывает сама мастер, воплощены обрядовые праздники: Пасха, Дожинки, Рождество.
Татьяна Никитик использует в своих работах мотивы белорусского фольклора, образы-символы деревьев, птиц и др. Любимый образ – это древо жизни, один из распространенных образов. Это символ существования, развития, через который многое можно передать.
В целях сохранения и передачи молодому поколению искусства вытинанки работают различные клубные формирования в учреждениях культуры.
В 2022 году на заседании Республиканского научно-методического совета по историко-культурному наследию при Министерстве культуры Республики Беларусь «Блюда из тертого картофеля (драники, картофельные блины, бабка и др.) – традиции приготовления и употребления» на территории Гродненской области получили статус историко-культурной ценности Республики Беларусь.
Элемент нематериального культурного наследия отражает богатое, яркое, самобытное национальное наследие, связанное с особенностями питания белорусов.
Традиции приготовления блюд из тертого картофеля в Гродненском районе основаны на давних технологиях, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются стараниями как носителей традиции, так и усилиями работников культуры. Рецептура и технология приготовления традиционных блюд активно используются как в быту семьи, так и в современной кулинарии. Для некоторых агроусадеб Гродненщины драники, приготовленные по старинным местным рецептам, стали гастрономическим брендом.
Выпекание драников в виде небольших картофельных лепешек – самый распространенный способ приготовления блюд из тертого сырого картофеля имеет различные локальные названия: «бандо» («бонды»), «богатые бонды», «деруны» («дыруны»), «агладки из картофеля» (аг. Одельск Гродненского района).
Традиции народной кухни Гродненского района включают не только рецептуру и способы приготовления драников, картофельных блинов, бабки и других блюд из тертого картофеля, но и определенные практики их употребления. Эти блюда в настоящее время не нашли применения в праздничной культуре, как было раньше, а вошли в повседневную практику семейного питания.
Как утверждает большинство хозяек, секрет приготовления драников очень прост – их нужно обжаривать сразу после того, как картофельная масса будет готова, и подавать горячими. Ореалом бытования элемента являются все районы Беларуси, а в Гродненской области – Волковысский, Вороновский, Гродненский, Дятловский, Зельвенский, Ивьевский, Лидский, Щучинский районы. В Гродненском районе это аг. Озеры, д. Житомля, аг. Одельск, аг. Свислочь, аг. Ратичи, аг. Индура.
В 2016 году на заседании Республиканского научно-методического совета по охране историко-культурного наследия элемент «Региональная традиционная кухня в агрогородке Одельск Гродненского района» получил статус историко-культурной ценности Республики Беларусь.
Блюда аг. Одельск Гродненского района – самобытные и оригинальные. Способы их приготовления основываются на традициях, идущих из глубины веков, являются живым уникальным проявлением локальной культуры.
Благодаря близости к Польше и Литве, местная рецептура вобрала в себя черты белорусской, польской, литовской и еврейской культур и построена на традициях, которые уходят вглубь веков, являются живым неповторимым проявлением местной самобытности.
Приготовление каждого блюда состоит из определенных этапов, основанных на старинной технологии, передаваемой из поколения в поколение в семьях Одельска. Традиционные блюда составляют комплекс, в состав которого входят повседневные (картофельная бабка и кишка, ржаной хлеб), праздничные (копытца, бигос, цимес, сыр клинковый, пончики, хрусты), обрядовые (ломанцы) блюда. По своим характеристикам их можно разделить на мясные и постные.
Особым разнообразием отличаются блюда из картофеля: бабка, драники, пызы, колбаса картофельная и др. Особенностью картофельных блюд одельской кухни является, во-первых, преимущественное использование тертого картофеля, во-вторых, существование нескольких способов приготовления тертой картофельной массы и, в-третьих, применение обязательной комбинированной тепловой обработки. Целый картофель используется только в трех видах – отварным в «мундире», тушеным и запеченным.
Значительное место в традиционной одельской кухне занимают мясные блюда, особенно свинина и свиное сало. Блюда готовятся в основном из больших кусков мяса высшего качества, из мяса домашней птицы, в первую очередь – из гуся. Мясо среднего качества также используется, но только небольшими кусками в сочетании с овощами и грибами. Соленое свиное сало является самостоятельным блюдом. Используют также и субпродукты (печень, ливер).
Многие жители Одельска владеют знаниями о комплексе традиционных блюд, старинной рецептуре и технологии приготовления, но лишь в некоторых семьях этот комплекс сохраняется и практикуется, а также является основой питания. Среди них семьи Лилии Ратковской, Алины Сорока и Ирины Осяновой.
Основные носители готовят блюда для собственного повседневного и праздничного потребления, по заявкам односельчан, демонстрируют и передают свое кулинарное мастерство на районных и областных фестивалях и праздниках. Их хлеб и пироги, копчености и клинковый сыр известны не только в агрогородке, но и за его пределами, и приезжие туристы с удовольствием пробуют эти блюда.
В 2012 году на заседании Республиканского научно-методического совета по историко-культурному наследию при Министерстве культуры Республики Беларусь элемент «Творчество мастера по изготовлению музыкальных инструментов из агрогородка Одельск Гродненского района, Гродненской области» получил статус историко-культурной ценности Республики Беларусь.
Марьян Антонович Скромблевич – талантливый музыкант, реставратор и мастер. С 1992 года создает уникальные музыкальные инструменты, которые демонстрировал на республиканских и международных мероприятиях. Его творчество основано на белорусской народной традиции изготовления духовых и ударных музыкальных инструментов с использованием собственных знаний. При этом Марьян Антонович вносит модификации в свои произведения, сохраняя общий стиль и морфологию, экспериментирует с техникой, чтобы музыкальные инструменты звучали лучше.
Результатом многолетней работы М.А. Скромблевича стало открытие на базе Одельского центра культуры и народного творчества музейной комнаты деревянных музыкальных инструментов, где их представлено более 130: двойные флейты, дудочки, трембиты, трещотки, охотничьи рога, старинный бубен, гродненские трубы, флейта Пана, свирели и др. В музее есть 300-летний барабан ручной работы, отремонтированный мастером, шотландская волынка, новую жизнь получил и тульский баян.
Инструменты Марьяна Антоновича «живут» и «поют» не только в Белорусской государственной академии музыки, Белорусском государственном университете культуры и искусств, но и в Польше, Канаде, Франции, Германии, Австрии, Словакии. Для каждого инструмента мастер тщательно подбирает различные породы деревьев: клен, акацию, ясень, черемуху, сосну, дуб, рябину, черную сирень и даже индийский бамбук.
Особое восхищение вызывают его окарины – единственная в Европе коллекция деревянных окарин в виде птиц и рыб.
М.А. Скромблевич имеет статус народного мастера Республики Беларусь по изготовлению народных музыкальных инструментов, является членом Белорусского Союза мастеров народного творчества.
В январе 2021 года за значительный личный вклад в сохранение и возрождение традиционной народной культуры, развитие белорусского народного творчества и ремесел Скромблевич М.А. получил премию Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства и Грант Президента Республики Беларусь на реализацию проекта по сохранению традиционных способов изготовления белорусских народных инструментов, награжден нагрудным знаком Министерства культуры Республики Беларусь «3а вклад в развитие культуры Беларуси».
«Человек-оркестр». «В руках у него и соломинка заиграет», – так говорят соотечественники о мастере-музыканте, инициаторе создания первого в Беларуси музея народных музыкальных инструментов.